Доступные курсы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины «Уголовное право» является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в области разработки и реализации уголовно-правовых норм, уголовно-правового обеспечения законности и правопорядка.

Задачами дисциплины выступают:

- формирование у обучающихся знаний основных положений уголовного права; сущности и содержания основных уголовно-правовых понятий, категорий, институтов;

- формирование у обучающихся умений оперировать уголовно-правовыми понятиями и категориями; анализировать уголовно-релевантные факты и возникающие в связи с ними уголовно-правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять уголовно-правовые нормы; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам уголовного права; правильно квалифицировать уголовно-релевантные факты, события и обстоятельства;

- формирование у обучающихся уголовно-правовой терминологии; навыков работы с правовыми актами в сфере уголовного права; навыков анализа различных уголовно-правовых явлений, уголовно-релевантных фактов, уголовно-правовых норм и уголовно-правовых отношений; навыков анализа правоприменительной практики в сфере уголовного права; навыков реализации уголовно-правовых норм.

Римское право.

Знать:
- конституционные основы страховых отношений;
- правовое положение субъектов страховых отношений;
- основания возникновения страховых правоотношений;
- формы и способы защиты нарушенных или оспоренных прав субъектов страховых правоотношений;
- нормативно-правовые акты, регулирующие страховые отношения;

Целями освоения дисциплины «Финансовое право» являются:
1 Изучение бюджетного законодательства и системы финансовых
органов государства.
2 Умение определять правовой режим государственных внебюджетных
фондов

Современный этап развития уголовно-исполнительного законодательства России непосредственно связан с происходящими в стране экономическими и общественно-политическими преобразованиями, определяющими необходимость коренного реформирования  всей российской правовой системы. Реально включившись в мировое сообщество, единое политико-правовое пространство Европы, Россия  взяла на себя обязательство совершенствовать  национальное законодательство с учётом международного опыта  и международных стандартов. В значительной мере  это касается и уголовно-исполнительного права и практики его применения. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее – УИК РФ) с момента его принятия подвергался существенным изменениям и дополнениям. При подготовке курса лекций «Уголовно-исполнительное право России» учтены произошедшие изменения в уголовно-исполнительном законодательстве России, а также действующие международные правовые акты, носящие рекомендательный характер и касающиеся исполнения уголовных наказаний.  Курс лекций «Уголовно-исполнительное право России» отражает современный уровень развития науки уголовно-исполнительного права, практики исполнения уголовных наказаний. Курс лекций «Уголовно-исполнительное право России» рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, руководителей.

 

Криминология - это учение о преступлении (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение"). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности.

Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты <*>; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.


Государственная власть в России осществляется на основе разделения властей на законодательную. исполнительную и судебную. В системе государственной власти прокуратура занимает особое положение. Согласно Конституции РФ (ст. 129) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РоссийскойФедерации определяются федеральным законом. Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» - Прокуратура Российской Федерации это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В современном индустриальном мире проблема безопасного существо­вания и успешного развития человечества выходит на первый план. При этом практически ежедневно человек находится под гнетом немалого числа опасностей, связанных с решением следующих задач:

-      обеспечения приемлемого пропитания и жилья;

-      сохранения жизни и здоровья; получения необходимого образования;

-      поиска достойной работы и достижения успеха в выбранной сфере деятельности;

-      поддержания нормальных отношений с окружающими людьми;

-      защиты интересов собственной семьи и своего народа и др.

Состояние высокого уровня психологической нагрузки сопутствует жизнедеятельности подавляющего большинства людей современного типа развития цивилизации. К сожалению, свой значительный вклад вносят в со­стояние нестабильности современного мира и глобальные проблемы: войны и региональные конфликты, экологические бедствия и природные ката­строфы, политические и экономические потрясения, терроризм.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование у студентов не только знаний, умений и навыков, но и на подготовку компе­тентного специалиста по обеспечению безопасности в повседневной жизни, в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; на воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и государственной без­опасности; на получение студентами основополагающих знаний и умений, которые позволят им не только распознавать и оценить опасные ситуации, факторы риска среды обитания, определять способы защиты от них, но и в первую очередь - предвидеть возможные негативные последствия подоб­ных ситуаций.

Предлагаемое учебное пособие создано на базе обобщенных требова­ний, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к учебной дисци­плине «Безопасность жизнедеятельности», обязательной для изучения на подавляющем большинстве специальностей и направлений гуманитарного и технического профиля высших учебных заведений РФ.

В данном пособии рассматриваются вопросы безопасного взаимодей­ствия человека со средой обитания (производственной, социальной, при­родной и др.), защиты от негативных и опасных факторов и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, а также осно­вы гражданской обороны. Каждая тема сопровождается контрольными во­просами, которые могут быть использованы студентами для проверки усво­ения материала.


Дисциплина Б1.В.06 «Актуальные проблемы теории государства и права» - формирование у обучающихся компетенций: ПК-2.1. Реализовывает мероприятия по получению юридически значимой информации, анализу, проверке, оценке и использованию ее в интересах раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений; ПК-2.2. Квалифицирует и разграничивает различные виды преступлений и правонарушений; ПК-2.3. Взаимодействует с различными правоохранительными органами по раскрытию и расследованию преступлений и иных правонарушений; ПК-2.4. Организовывает расследование преступлений и иных правонарушений.

Цели освоения курса:

- закрепление у обучающихся полученных за время обучения в бакалавриате навыков реализации мероприятий по получению юридически значимой информации, анализу, проверке, оценке и использованию ее в интересах раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений;

- дальнейшее развитие у обучающихся системы знаний, умений и навыков, связанных с квалификацией и разграничением различных видов преступлений и правонарушений;

- дальнейшее развитие у обучающихся способности к взаимодействию с различными правоохранительными органами по раскрытию и расследованию преступлений и иных правонарушений;

- дальнейшее развитие у обучающихся умений связанных с организацией расследования преступлений и иных правонарушений.



Дисциплина Б1.О.09 «Теория государства и права» - формирование у обучающихся компетенций: УК-1.1. - Применяет основы научного познания, системного критического мышления и методы системного анализа, для решения поставленных задач; УК-1.2. - осуществляет поиск и критически оценивает информацию, необходимую для решения задачи; УК-1.3. - применяет  методы сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и синтеза информации  для решения поставленных задач; УК-1.4. - формулирует и аргументирует выводы и суждения с применением системного подхода для решения поставленных задач; УК-1.5. - формулирует собственную гражданскую и мировоззренческую позицию с опорой на системный анализ философских взглядов и исторических закономерностей, процессов, явлений и событий; УК-1.5. Формулирует собственную гражданскую и мировоззренческую позицию с опорой на системный анализ философских взглядов и исторических закономерностей, процессов, явлений и событий; УК-5.1. Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп; ОПК-1.1. Имеет структурирование представление о происхождении, современном состоянии и тенденциях развития права; ОПК-1.2. - имеет структурирование представление о происхождении, современном состоянии и тенденциях развития права; ОПК-1.3. - понимает особенности различных форм реализации права; ОПК-1.3. Понимает особенности различных форм реализации права; ОПК-4.1. Определяет виды толкования; ОПК-4.2. Анализирует нормы права, применяет различные способы их толкования; ОПК-4.3. Даёт квалифицированные разъяснения по содержанию и применению норм права; ОПК-4.4. Подготавливает акты толкования норм права по направлению профессиональной деятельности; ОПК-5.1. Правильно применяет основные юридические понятия и категории; ОПК-5.2. Формулирует правовую позицию по конкретной правовой ситуации и обосновывает ее; ОПК-5.3. Аргументированно и ясно излагает свою правовую позицию, демонстрирует владение приемами юридической риторики и письменной речи

Цели освоения курса:

- приобретение обучающимися навыков применения основ научного познания, системного критического мышления и методов системного анализа, в целях эффективного решения задач будущей профессиональной деятельности;

- приобретение обучающимися основных умений, связанных с активным поиском и критической оценкой информации, необходимой для решения профессиональных задач;

- получение обучающимися знаний из сферы применения инновационных методов сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и синтеза информации, применимой для решения задач будущей профессиональной деятельности;

- развитие у обучающихся способности к формулированию и аргументированию выводов и суждений, относящихся к их профессиональной области, с применением системного подхода;

- приобретение обучающимися умения формулировать гражданскую и мировоззренческую позицию с опорой на системный анализ исторических процессов, явлений и событий, системный анализ философских взглядов и исторических закономерностей;

- приобретение обучающимися умений, связанных с поиском и эффективным использованием информации о культурных особенностях и традициях различных социальных групп, необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими членами современного российского общества;

- развитие у обучающихся уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп;

- приобретение обучающимися навыков осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции;

- формирование у обучающихся структурированых представлений о происхождении, современном состоянии и тенденциях развития государства и права РФ;

- приобретение обучающимися навыков критической оценки совокупность основных условий формирования, функционирования и развития государства и права;

- усвоение обучающимися знаний о ключевых особенностях различных форм реализации права.


Дисциплина Б1.О.06 «История государства и права России» формирование у обучающихся компетенций: УК-1.1. - Применяет основы научного познания, системного критического мышления и методы системного анализа, для решения поставленных задач; УК-1.2. - осуществляет поиск и критически оценивает информацию, необходимую для решения задачи; УК-1.3. - применяет  методы сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и синтеза информации  для решения поставленных задач; УК-1.4. - формулирует и аргументирует выводы и суждения с применением системного подхода для решения поставленных задач; УК-1.5. - формулирует собственную гражданскую и мировоззренческую позицию с опорой на системный анализ философских взглядов и исторических закономерностей, процессов, явлений и событий; УК-5.1. - находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп; УК-5.2. - демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения; УК-5.3. - сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера; ОПК-1.2. - имеет структурирование представление о происхождении, современном состоянии и тенденциях развития права; ОПК-1.3. - понимает особенности различных форм реализации права.

Цели освоения курса:

- приобретение обучающимися навыков применения основ научного познания, системного критического мышления и методов системного анализа, в целях эффективного решения задач будущей профессиональной деятельности;

- приобретение обучающимися основных умений, связанных с активным поиском и критической оценкой информации, необходимой для решения профессиональных задач;

- получение обучающимися знаний из сферы применения инновационных методов сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и синтеза информации, применимой для решения задач будущей профессиональной деятельности;

- развитие у обучающихся способности к формулированию и аргументированию выводов и суждений, относящихся к их профессиональной области, с применением системного подхода;

- приобретение обучающимися умения формулировать гражданскую и мировоззренческую позицию с опорой на системный анализ исторических процессов, явлений и событий, системный анализ философских взглядов и исторических закономерностей;

- приобретение обучающимися умений, связанных с поиском и эффективным использованием информации о культурных особенностях и традициях различных социальных групп, необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими членами современного российского общества;

- развитие у обучающихся уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп;

- приобретение обучающимися навыков осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции;

- формирование у обучающихся структурированых представлений о происхождении, современном состоянии и тенденциях развития государства и права РФ;

- приобретение обучающимися навыков критической оценки совокупность основных условий формирования, функционирования и развития государства и права;

- усвоение обучающимися знаний о ключевых особенностях различных форм реализации права.



Целями освоения дисциплины «Современный управленческий учет» является формирование
системы знаний в области основ управленческого учета, соответствующих компетенций,
позволяющих успешно работать в аналитических, менеджериальных службах компаний различных сфер бизнеса.


Целью изучения учебной дисциплины «Аудит (продвинутый курс)» является изучение методологии аудита и приобретение студентами необходимых навыков по организации проведения аудиторских проверок.

 Б1.В.ДВ.08.01. СОВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Направление подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА

Направленность (профиль) программы: ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА

Квалификация выпускника: Магистр

Форма обучения: очная, заочная

Разработан, доцент кафедры экономики и управления А.М. Андрушко

 СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Содержание дисциплины

 

4.2. Занятия семинарского типа

 

4.3. Примерные темы рефератов

 

4. 4.4. Основная и дополнительная литература

 

4. 4.5. Типовые задания для текущего контроля успеваемости

 

5. Перечень типовых контрольных вопросов для устного опроса на зачёте

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 Целями освоения дисциплины «Современный управленческий уровень» являются:

      - приобретение знаний, навыков и умений, связанных с использованием аналитических материалов для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;

      - овладение магистрантом способностью разрабатывать варианты управленческих решений;

      - готовность к выполнению и обосновыванию выбора современных управленческих решений на основе критериев социально экономической эффективности;

      - овладение им способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в финансово-экономической и иной документации.

 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1.      ПК-8. Способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области

экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне

2.      ПК-12. Способен организовывать сотрудничество с потенциальными партнерами, разрабатывать варианты управленческих решений, обосновывать их выбор на основе проведенного бизнес-анализа, осуществлять контроль и оценку их эффективности

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общий объем  дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72  академических часа.

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Семестр

4

Контактная работа (всего)

30

– лекции

6

- лабораторные работы (ЛР)

12

– практические занятия (ПР)

12

Самостоятельная работа (всего) (СР)

42

Общий объем, час

72

Форма промежуточной аттестации

Зачёт

 

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Семестр

5

Контактная работа (всего)

6

– лекции

2

- лабораторные работы (ЛР)

2

– практические занятия (ПР)

2

Самостоятельная работа (всего) (СР)

62

Контроль

4

Общий объем, час

72

Форма промежуточной аттестации

Зачёт

4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Содержание дисциплины

№ темы

Наименование раздела (темы)

Содержание раздела (темы)

4-5 семестр

Тема 1.

Общие теоретико-методологические основы

управления социально-экономическими системами.

Общие теоретические основы управления системами.

Менеджмент как наука об управлении социально-

экономическими системами.

Возникновение и исторические этапы развития менеджмента.

Современные школы и модели научного менеджмента.

Тема 2.

Аудит системы управленческого учета

Современный управленческий учет и аудит.

Типичные ошибки при аудите

Создание автоматизированной системы аудита и выявления недочетов.

Тема 3.

Настройка аналитики бухгалтерского учета для подготовки управленческих отчетов

Подготовка данных для построения управленческих отчетов.

Отличия в бухгалтерском и управленческом учете

 

Тема 4.

Разработка финансовой структуры компании

Подготовка организационной структуры.

Выделение ЦФО

Уточнение типов ЦФО

Построение финансовой структуры

Тема 5.

Система современного бюджетирования предприятий.

Разработка финансовой структуры компании

Формирование структуры мастер-бюджетов

Методы планирования бюджетных статей

Тема 6.

Комплексная оценка финансового состояния компании

Направления комплексной оценки финансового состояния компании.

Анализ рентабельности деятельности компании.

Анализ финансовой устойчивости долговой нагрузки.

Оценка ликвидности и платежеспособности компании

Анализ эффективности использования активов

 Очная форма

№ раздела (темы)

Наименование раздела (темы)

Количество часов

ЛК

ПР

Инт. техн.

ЛР

СР

Всего

4 семестр

Тема 1.

Общие теоретико-методологические основы управления социально -экономическими системами.

1

2

-

2

4

9

Тема 2.

Аудит системы управленческого учета

1

2

-

2

6

11

Тема 3.

Настройка аналитики бухгалтерского учета для подготовки управленческих отчетов

1

2

-

2

8

13

Тема 4.

Разработка финансовой структуры компании

1

2

-

2

8

13

Тема 5.

Система современного бюджетирования предприятий.

1

2

-

2

8

13

Тема 6.

Комплексная оценка финансового состояния компании

1

2

-

2

8

13

Промежуточная аттестация

 

Итого во 4 семестре

6

12

-

12

42

72

Общий объем

6

12

-

12

42

72

Заочная форма обучения

№ раздела (темы)

Наименование раздела (темы)

Количество часов

ЛК

ПР

Инт. техн.

ЛР

СР

Всего

5 семестр

Тема 1.

Общие теоретико-методологические основы управления социально-экономическими системами.

1

-

-

-

10

11

Тема 2.

Аудит системы управленческого учета

-

-

-

-

10

10

Тема 3.

Настройка аналитики бухгалтерского учета для подготовки управленческих отчетов

-

-

-

1

10

11

Тема 4.

Разработка финансовой структуры компании

-

-

-

1

10

11

Тема 5.

Система современного бюджетирования предприятий.

-

1

-

-

10

11

Тема 6.

Комплексная оценка финансового состояния компании

1

1

-

-

12

14

Контроль

4

Итого во 5 семестре

2

2

-

2

62

72

Общий объем

2

2

-

2

62

72

 4.2. Занятия семинарского типа

№ темы

Вид занятия

Наименование темы

Количество часов

ОФО

Количество часов

ЗФО

Тема 1.

ПР

Провести анализ отличий между аудиторской проверкой и ревизией

4

 

Тема 2.

ЛР

Демонстрация умения работать с бухгалтерской отчетностью

4

 

Тема 3.

ПР

Составить логическую цепочку, соединяющую ряд финансовых понятий

4

1

Тема 4.

ЛР

Определить концептуальные основы элементов финансовой отчетности

4

1

Тема 5.

ЛР

Подготовить оценку эффективности деятельности предприятия по показателям рентабельности.

4

1

Тема 6.

ПР

Составить схему формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций

4

1

 4.3.Примерные темы рефератов

1. Возникновение и исторические этапы развития современного управленческого уровня.   2. Современные школы и модели научного менеджмента.

3. Потенциал автоматизации системы аудита управленческого учета.

4. Аудит системы управленческого учета и ошибки при его выполнении.

5. Корпоративная реализация функционала управленческого учета.

6. Особенности формирования консолидации финансовой структуры и бюджета предприятия.

7. Регламент системы мастер-бюджетов компании.

8. Понятие возникновения причин низкой прибыльности финансовых результатов компании.

9. Анализ рентабельности деятельности компании.

10.Влияние экономических показателей на оценку финансовой устойчивости компании.

11. Понятие ликвидности и платежеспособности компаний.

12. Оборачиваемость активов и их влияние на финансовое состояние компании.

13. Критерии повышения эффективной деятельности компании.

 4.4.Основная литература

1. Никифорова, Л. Е. Современный стратегический анализ : учебное пособие / Л. Е. Никифорова, С. В. Цуриков, Е. А. Разомасова. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 249 c. — ISBN 978-5-4497-1190-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108247.html (дата обращения: 21.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

2. Ковалева, Т. Н. Бухгалтерский и управленческий учет: учебное пособие / Т. Н. Ковалева, Е. Л. Атабиева. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2019. — 194 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106223.html (дата обращения: 21.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

3. Леонова, Л. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / Л. А. Леонова. — Таганрог : Таганрогский институт управления и экономики, 2020. — 132 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108075.html (дата обращения: 21.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/108075.

Дополнительная литература

1. Кафидов, В. В. Современный менеджмент: учебник / В. В. Кафидов, Н. Ю. Сопилко. — Москва: Российский университет дружбы народов, 2018. — 382 c. — ISBN 978-5-209-08620-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/104265.html (дата обращения: 21.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

2. Демченко, С. К. Макроэкономика. Продвинутый уровень: учебное пособие / С. К. Демченко, О. С. Демченко. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. — 160 c. — ISBN 978-5-7638-4108-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/100043.html (дата обращения: 21.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

3. Макарова, Н. В. Управленческий учет в организации : лабораторный практикум / Н. В. Макарова. — 2-е изд. — Самара: Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2020. — 44 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/105247.html (дата обращения: 21.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

4. Якимова, В. А. Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ / В. А. Якимова. — Благовещенск: Амурский государственный университет, 2018. — 258 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/103928.html (дата обращения: 21.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

5. Шелухина, Е. А. Финансовый учет (продвинутый уровень) : учебное пособие / Е. А. Шелухина. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 350 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83243.html (дата обращения: 21.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

 4.5. Типовые задания для текущего контроля успеваемости

Перечень типовых контрольных вопросов для подготовки к устному опросу

1. Цели, задачи и функции науки менеджмента

2. Понятие и принципы современного менеджмент

3. Что является субъектом менеджмента

4. Что является объектом менеджмента

5. Классификация предприятий по форме собственности

6. Понятие современной концепции социально ориентированной экономики

7. Какие функции позволяет реализовать управленческий учет

8. Как проводить аудит управленческого учета

9. Как проводить аудиторскую проверку управленческого учета

10. Типичные ошибки при аудите

11. Что обеспечивает автоматизация системы аудита управленческого учета

12. Подготовка данных для построения управленческих отчетов

13. В чем отличия в бухгалтерском и управленческом учете

14. В чем отличие учета по счетам затрат

15. На основании какой отчетности нужно проводить анализ финансового состояния

16. С чем связана низкая прибыльность

17. Какие показатели рентабельности нужно анализировать

18. Как провести маржинальный анализ

19. Как рассчитать показатели рентабельности в контексте вложений в бизнес

20. Что влияет на финансовую устойчивость компании

21. Какие показатели рассчитываются при анализе финансовой устойчивости/ долговой нагрузки

22. Что влияет на ликвидность и платежеспособность компании

23. Какие показатели оборачиваемости рассчитыватвают для анализа эффективности использования активов

24. Какие шаги помогут повысить эффективность деятельности компании

25. Как правильно разработать организационную структуру компании

26. Что такое центр финансовой ответственности

27. Как определить тип центра финансовой ответственности

28. Когда выделять центры финансовой ответственности по оргструктуре

29. Что учитывать при подготовке финансовой структуры компании

30. Как распределить бюджеты по центрам финансовой ответственности

31. Как оформить схему мастер-бюджетов

32. Как определить статьи движения денежных средств

33. Для каких целей нужно бюджетирование в компании

Критерии и шкала оценки устного опроса

Оценка

Критерии

Отлично

Выставляется студенту, если изложение полученных знаний полное, в системе, в соответствии с требованиями рабочей программы на основе учебной, методической, дополнительной литературы, а также необходимых нормативно-правовых актов; студент понимает актуальность и научно-практическую значимость обсуждаемого вопроса; построение ответа на вопрос четкое, последовательное и грамотное; допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые студентами.

Хорошо

Выставляется студенту, если изложение полученных знаний полное, в системе, в соответствии с требованиями рабочей программы на основе только учебной литературы и необходимых нормативно-правовых актов; студент понимает актуальность и научно-практическую значимость обсуждаемого вопроса; построение ответа на вопрос достаточно четкое, последовательное и грамотное; допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые студентами после указания преподавателя на них.

Удовлетворительно

Выставляется студенту, еслиизложение полученных знаний неполное (на основе только учебной литературы), однако это не препятствует усвоению последующего программного материал; студент частично понимает актуальность и научно-практическую значимость обсуждаемого вопроса; затрудняется при самостоятельном воспроизведении ответа; построение ответа непоследовательное и нечеткое; допускаются отдельные существенные ошибки, исправленные с помощью преподавателя.

Неудовлетворительно

Выставляется студенту, если изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, или студент отказался от ответа на вопрос.

  Типовые практические задания

Практическое задание № 1.

Определите общие черты и различия в российской и западной трактовки к категории финансы и заполните таблицу 1

Таблица 1

Сравнительная характеристика российского и западного подхода к категории финансы

общие черты

различия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание № 2.

Задание 1 Заполните таблицу 1, указав отличия между аудиторской проверкой и ревизией по следующим критериям.

Таблица 1

Отличие аудита от ревизии

Критерии сравнения

Аудит

Ревизия

1 Цели

 

 

2 Характер деятельности

 

 

3 Основа взаимоотношений

 

 

4 Принцип оплаты услуг

 

 

5 Практические задачи

 

 

6 Результаты

 

 

Практическое задание № 3.

Приведите примеры финансовых отношений, функционирующих в производственной и в непроизводственной сферах. Покажите их взаимодействие и взаимосвязь (можно в виде схемы).

Практическое задание № 4.

Покажите логическую цепочку, соединяющую такие понятия, как: «финансовый механизм», «финансовая политика», «финансовый контроль», «управление финансами», «финансовое планирование».

Практическое задание № 5.

Рассчитайте сумму расходов бюджета муниципального образования и сумму дотаций. Сумму доходов бюджета города – 255 млн. руб. Дефицит бюджета – 45 млн. руб.

Дотация составляет 20 % от суммы дефицита.

Практическое задание № 6.

Задание 1 Нарисуйте схему формирования и использования финансовых ресурсов неком-

мерческих организаций.

Задание 2 Мини-тест:

 

Да/Нет

1 Взносы в некоммерческие организации являются добровольными

 

2 Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, российское законодательство предусматривает единственную форму финансирования – ассигнования насодержание бюджетных учреждений

 

3 Деятельность некоммерческой организации направлена на извлечение прибыли

 

4 Размер и структуры дохода некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны

 

5 Порядок и регулярность финансовых и иных поступлений от учредителей, участников, членов некоммерческой организации определяются учредительными документами

 

6 Виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций определяются его организационно-правовой формой и видом деятельности

 

.Критерии и шкала оценки практического задания

Оценка

Критерии

Отлично

Выставляется студенту, если показано умение и практические навыки самостоятельно анализировать факты, события, явления, правоотношения в их взаимосвязи и диалектическом развитии; умения принимать юридически значимые решения и их документально оформлять; устанавливать причинно-следственные связи, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Хорошо

Выставляется студенту, если показано умение и практические навыки самостоятельно анализировать факты, события, явления, правоотношения в их взаимосвязи и диалектическом развитии, даны достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы в практическом задании; продемонстрировано умение принимать юридически значимые решения и их документально оформлять, но отдельные положения недостаточно увязываются с требованиями нормативных документов; ответы недостаточно четкие.

Удов.

Выставляется студенту, если даны в основном правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при выполнении практического задания; частично показано умение и практические навыки самостоятельно анализировать факты, события, явления, правоотношения в их взаимосвязи и диалектическом развитии, документально оформлять юридически значимые решения; ответы нечеткие и без должной логической   последовательности.

Неуд.

Выставляется студенту, если задание, по существу, не выполнено.

Типовые лабораторные задания

Тема № 1.Лабораторное задание

Задача  (основное бухгалтерское равенство)

Укажите, как изменятся активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, инвестиции и изъятия (+ (увеличение),– (уменьшение), +/- (и увеличение, и уменьшение), 0 (отсутствие изменений)) в результате следующих операций:

1.Выставление счета за отгруженную продукцию.

2.Приобретение активов (оплата денежными средствами)

3.Приобретение активов (в кредит)

4.Оплата расходов в течение периода (например, выплата заработной платы)

5.Оплата начисленных расходов (например, выплата начисленной ранее заработной платы)

6.Внесение актива в качестве вклада в уставный капитал

7.Выплата дивидендов

8.Выпуск акций

9.Начисление расходов (например, начисление процентов за пользование кредитом)

10. Возникновение обязательства

11. Погашение обязательства

12. Начисление амортизации основного средства

  Основное бухгалтерское равенство. Состав финансовой отчетности...

№ операции

Активы

Обяз-ва

Собств. Капитал

Доходы

Расходы

Инв-ции

Изъятия

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 Тема № 2. Лабораторное задание

Задача  (классификация статей баланса)

ООО «А.В. Смирнов» готовит классифицированный баланс со следующими разделами.

A. Текущие активы (Current assets)

B. Инвестиции долгосрочные (Long-term investments)

C. Основные средства (Fixed assets)

D. Нематериальные активы (Intangible assets)

E. Краткосрочные обязательства (Current liabilities)

F. Долгосрочные обязательства (Long-term liabilities)

G. Co6cтвенный капитал ( Owner’s equity)

Проклассифицируйте следующие статьи по заданной схеме (если статья не относится к балансу, отметьте ее как N)

Статьи:

1.Патент (Patent)

2.3дание, которое предназначено для продажи (Building held for sale)

3.Арендная плата, выплаченная авансом (Prepaid Rent)

4.Начисленная заработная плата (Wages payable)

5.Вексель к оплате (срок погашения 5 лет) (Note payable in 5 years)

6.Здание, используемое в хозяйственной деятельности (Building used in operations)

7.Фонд для оплаты долгосрочной задолженности (Fund held to pay off long-term debt)

8.Запасы (Inventory)

9.Страховой полис, оплаченный авансом (Prepaid insurance)

10. Расходы на амортизацию основных средств (Depreciation expense)

11. Счета к получению (Accounts receivable)

12. Расходы на выплату процентов (Interest expense)

13. Доходы, полученные авансом (Revenue received in advance)

14. Краткосрочные инвестиции (Short-term investments)

15. Накопленная амортизация (Accumulated depreciation)

16. ООО «А.В. Смирнов», капитал (A.Smirnov, Capital)

Тема № 3 Лабораторное задание.

Задача  (составление отчетности)

На конец месяца, 31 января 20Х0 г. ООО Джон-санг  имеет следую щие остатки по счетам:

Денежные средства (Cash) – 28.200 тыс.руб.

Счета к получению (Accounts Receivable) – 5.400 тыс.руб.

Фургон для доставки (Delivery Truck) – 19.000 тыс.руб.

Инструменты (Tools) – 3.800 тыс.руб.

Счета к оплате (Accounts Payable) – 4.300 тыс.руб.

Следующие операции повлияли на капитал владельца в течение отчетного периода (месяца):

−        инвестиции ООО Джон-санг  – 50.000 тыс.руб.

−        изъятия ООО Джон-санг  – 2.000 тыс.руб.

−        доходы по контракту (Contract revenue) – 11.100 тыс.руб.

−        расходы по выплате жалования (Salaries expenses) – 8.300 тыс.руб.

−        расходы по аренде (Rent expenses) - 700 тыс.руб.

−        расходы на топливо (Fuel expenses) - 200 тыс.руб.

Подготовьте (исходя из предположения, что больше нет никаких доходов и расходов):

−        неклассифицированный баланс

−        одноступенчатый отчет о прибылях и убытках

−        отчет об изменениях в собственном капитале

Тема № 4 Лабораторное задание.

Задача  ( концептуальные основы, элементы финансовой отчетности)

Определите, к какому элементу (элементам) финансовой отчетности относятся фразы, представленные ниже:

1. изменения в собственном капитале, отличные от инвестиций и изъятий собственников;

2. оставшаяся доля активов компании после вычета обязательств;

3. увеличение активов в течение отчетного периода в результате продажи продукции;

4. уменьшение активов в течение отчетного периода в результате приобретения и  погашения собственных акций компании;

5. возникшая в результате прошлых событий обязанность по передачересурсов третьей стороне;

6. увеличение собственного капитала;

7. объявление и выплата дивидендов инвесторам;

8. экономический ресурс, контролируемый компанией;

9. отражает все изменения в собственном капитале, за исключением инвестиций и изъятий собственников.

Тема № 5 Лабораторное задание.

Анализ рентабельности предприятия. Дать оценку эффективности деятельности предприятия по показателям рентабельности. Сравнить рентабельность вложенного капитала с ценой заемных средств.

Показатели рентабельности предприятия, %

Показатели

Формула

На начало года

На конец года

1Рентабельность произведенных затрат

ПР/С

 

 

2Рентабельность оборота

 

 

 

по прибыли от реализации продукции

ПР/V

 

 

по чистой прибыли

ПЧ/V

 

 

3 Рентабельность активов

 

 

 

текущих активов

ПЧ/ At

 

 

совокупных активов

ПЧ/ Ва

 

 

4Рентабельность капитала

 

 

 

собственного капитала

ПЧ/Ес

 

 

совокупного капитала

ПЧ/Вр

 

 

постоянного капитала

ПБ/Ес+ Кd

 

 

где ПР – прибыль от реализации продукции (работ, услуг)

 ПБ – балансовая прибыль

 ПЧ – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

С – себестоимость реализованной продукции

V – сумма оборота

Тема № 6 Лабораторное задание.

Задача Определите размер профицита или дефицита бюджета субъекта РФ в текущем году при следующих условиях: расходы бюджета субъекта РФ в текущем году составят 0,76 млрд.руб.; доходы бюджета субъекта РФ в прогнозируемом периоде увеличатся по сравнению с текущим годом на 20 % и составят 840 млн. руб.

Задача Определите размер расходов федерального бюджета в прогнозируемом году при следующих условиях: в текущем году ВВП составит 15 трлн.руб., а в прогнозируемом году увеличится на 8 %; доходы федерального бюджета в прогнозируемом году составят 19 % от ВВП; дефицит федерального бюджета в прогнозируемом году – 1 % от объема его доходов.

 5. Перечень типовых контрольных вопросов для устного опроса на зачёте

1.      Понятие и принципы современного менеджмента

2.      Классификация предприятий по форме собственности

3.      Понятие современной концепции социально ориентированной экономики

4.      Какие функции позволяет реализовать управленческий учет

5.      Как проводить аудиторскую проверку управленческого учета

6.      Подготовка данных для построения управленческих отчетов

7.      В чем отличия в бухгалтерском и управленческом учете

8.      На основании какой отчетности нужно проводить анализ финансового состояния

9.      С чем связана низкая прибыльность

10.  Какие показатели рентабельности нужно анализировать

11.  Как провести маржинальный анализ

12.  Как рассчитать показатели рентабельности в контексте вложений в бизнес

13.  Что влияет на финансовую устойчивость компании

14.  Какие показатели рассчитываются при анализе финансовой устойчивости/ долговой нагрузки

15.  Что влияет на ликвидность и платежеспособность компании

16.  Какие показатели оборачиваемости рассчитыватвают для анализа эффективности использования активов

17.  Что такое центр финансовой ответственности

18.  Как распределить бюджеты по центрам финансовой ответственности

19.  Как определить статьи движения денежных средств

20.  Для каких целей нужно бюджетирование в компании

Критерии и шкала оценки зачёта

Оценка

Критерии

Зачтено

Оценка «зачтено» ставится, если студент получил оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и/или «зачтено» за 80% и более семинаров и практических работ.

Не зачтено

Оценка «не зачтено» ставится, если студент получил оценки «неудовлетворительно» и/или «зачтено» за менее чем 80% семинаров и практических работ.

 Ситуационные задачи для промежуточной аттестации

Ситуационная задача № 1.

В ООО «Пластмасс» в основной цех приобретена вентиляция стоимостью 120 000 руб. Срок полезного использования 5 лет. Начислить амортизацию линейным способом и написать бухгалтерские проводки. Рассчитаем норму амортизации:

 Na = 1/5 · 100 % = 20 %.

Рассчитаем годовые амортизационные отчисления:

120 000 · 20 % /100 % = 24 000.

Амортизационные отчисления за месяц:

24 000/12 месяцев = 2000. 9 Дт 25 Кт 02 2000-00.

С п о с о б у м е н ь ш а е м о г о о с т а т к а. Сумму амортизации определяют исходя из остаточной стоимости объекта основных средств, принимаемой на начало каждого отчетного года, и нормы амортизации. Применение этого метода не позволяет начислить амортизацию в установленный срок, поэтому часто применяется ускоренная амортизация, при которой норма отчислений увеличивается в 1,5–2 раза

Ситуационная задача № 2.

Предприятие приобрело транспортное средство в АО «Старт» стоимостью 1 180 000 руб., в том числе НДС 20 %. Доставку осуществляла транспортная организация. Стоимость услуг по доставке составила 29 500 руб., включая НДС 20 %. Монтаж осуществлялся подрядным способом. Стоимость услуг по договору подряда составила 23 600 руб., включая НДС. Определить первоначальную стоимость основного средства. Счета АО «Старт» и транспортной организации оплачены. Транспортное средство введено в эксплуата

Ситуационная задача № 3.

Предприятие приобрело оборудование стоимостью 708 324 руб., в том числе НДС 20 %, в АО «Запад». Доставку осуществляло ООО «Квант». Стоимость услуг по доставке составила 37 760 руб., включая НДС 20 %. Монтаж осуществлял ИП Селезнев. Стоимость услуг по договору подряда составила 15 100 руб., включая НДС. Определить первоначальную стоимость оборудования. Счета АО «Запад», ООО «Квант» и ИП Селезнев оплачены. Оборудование введено в эксплуатацию.

Ситуационная задача № 4.

Фирма приобрела агрегат в обществе с ограниченной ответственностью «Модуль-Е». В счете-фактуре, предъявленном ООО «Модуль-Е», указано: отпускная цена 700 000-00, НДС 20 % 140 000-00. Итого к оплате: 840 000-00. 8 Расходы по доставке и установке агрегата составили: доставка 20 000-00, НДС 20 % 4000-00. Заработная плата рабочим за установку агрегата 5000-00. Отчисления на социальные нужды 30 % 1500-00. Отразить в учете расходы по приобретению агрегата и принятию его к бухгалтерскому учету

Ситуационная задача № 5.

Учредитель организации внес в счет вклада в уставный капитал автомобиль «Лада Калина», оцененный учредителями в 258 900 руб. Организация понесла дополнительные затраты, связанные с доставкой объекта. Стоимость услуг ООО «Вектор-Плюс» по доставке объекта составила 30 540 руб., в том числе НДС 20 %. Рассчитать первоначальную стоимость основного средства и написать бухгалтерские пров.

Ситуационная задача № 6.

Организацией безвозмездно получена мебель «Клен», рыночная стоимость которой на дату принятия к учету составила 451 258 руб. Доставка осуществлялась сторонней организацией. Стоимость предъявленных услуг по доставке 1500-00, в том числе НДС. Сборка осуществлялась собственными силами. Начислена заработная плата рабочим Иванцову С. М. и Табакину С. Ю. за сборку мебели 4400-00, отчисления во внебюджетные фонды 30 %. Рассчитать первоначальную стоимость мебели «Клен» и написать бухгалтерские проводки.

 


формирование у будущих специалистов твердых как теоретических, так и практических навыков по организации
учета затрат, калькулированию себестоимости продукции и бюджетированию в отдельных отраслях производственной сферы, что необходимо при формировании плановых, нормативных и отчетных калькуляций с учетом специфики и отраслевых особенностей в отдельных отраслях производственной сферы.

Цель дисциплины: получение теоретических знаний о программных технологиях обработки учетной информации и практических навыков ведения оперативного, финансового, управленческого, налогового учета на режимных объектах.


Целью освоения дисциплины «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности» являются формирование у бакалавра твердых теоретических знаний о порядке формирования учетной информации о деятельности
внешнеэкономического субъекта, изучение методологии и организации бухгалтерского учета, анализа и аудита внешнеэкономической деятельности.


Цель дисциплины состоит в формировании у студентов профессиональных компетенций в процессе получения теоретических знаний и практических навыков по организации и ведению учета в бюджетных организациях.

Цель изучения дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности» -
обучение теоретическим основам и привитие практических навыков ведения бухгалтерского
учета и составления финансовой отчетности согласно международным стандартам.



Целью изучения дисциплины является формирование у обучающих общекультурных и профессиональных компетенций в области бухгалтерского управленческого учета, подготовка студентов к умению решать производственные проблемы и принимать управленческие решения на основе анализа внутренней учетной информации, используя методы управленческого учета.

Курс дисциплины Б1.В.ДВ.06.01 «Финансирование инноваций и инвестиций» отображает  методы инвестиционного и инновационного анализа деятельности. Рассматривая эту дисциплину, можно осуществлять научно обоснованную оценку и получить количественные характеристики инвестиционной и инновационной деятельности, эффективности и достигнутого конечного результата. В дисциплине делается обзор и дается классификация инноваций и инвестиций, рассмотрены различные методики и подходы к разработке и реализации инвестиционных проектов; изучается экономическое значение венчурного инвестирования как катализатора развития инновационной деятельности. Изучение курса также ориентировано на то, что студенты должны иметь четкое представление о методах оценки эффективности вложений в реальные и финансовые инвестиции, формирования и управления инвестиционными и инновационными проектами. В курсе приведен обзор систем управления и даны практические рекомендации по их использованию, а также:

теоретический анализ инвестиционной деятельности и ее роли в формировании капитала;

анализ инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений;

анализ капитальных вложений и их конечных результатов;

оценка и анализ эффективности инвестиций;

теоретический анализ инновационной деятельности;

анализ процессов создания и передачи технологий;

анализ и оценка научного потенциала;

анализ затрат на технологические инновации и эффективности инновационной деятельности.

Обучение основам финансовых расчетов, методике финансового моделирования и финансового планирования, а также основам визуализации финансовых расчетов с использованием программного продукта MS Excel

Дисциплина Б1.О.07 «Правоведение» - формирование у обучающихся компетенций: УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению.

Цели освоения курса:

- овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, необходимыми для определения круга задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;

- развитие у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению.


Дисциплина Б1.В.03 «Программное обеспечение информации бизнеса» - формирование у обучающихся компетенции ОПК-7, ПК-8: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; владением навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений.

-формирование у будущих бакалавров представления о современных информационных технологиях, возможностях сбора, хранения, обработки и использования информации с применением компьютерной техники и современного программного обеспечения;

- формирование практических навыков по информатике для решения различных профессиональных задач;

-развитие умения работы с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне;

-создание необходимой основы для использования современных средств вычислительной техники и пакетов прикладных программ при изучении студентами естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в течение всего периода обучения.

  Задачи:

освоение предусмотренного программой теоретического материала и приобретение практических навыков использования программных и технических средств;

подготовка к осознанному использованию как информатики, так и информационных технологий в профессиональной деятельности.


Дисциплина «История (история России, всеобщая история)» - формирование у обучающихся компетенций: УК-1.3. Понимает основные закономерности и главные особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте; УК-1.6. Формулирует собственную гражданскую и мировоззренческую позицию с опорой на системный анализ философских взглядов и исторических закономерностей, процессов, явлений и событий; УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах; УК-5.2. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения

Цели освоения курса:

- развитие у обучающихся способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;

-  развитие у обучающихся системы знаний об основных закономерностях и главных особенностях социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте;

- выработка у обучающихся умения формулировать гражданскую и мировоззренческую позицию с опорой на системный анализ философских взглядов и исторических закономерностей, процессов, явлений и событий;

- развитие у обучающихся уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающегося на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира, включая мировые религии, философские и этические учения.


Психология – одна из самых интересных наук о человек. Прежде всего она интересна своим объектом, ибо нет для человека более сложной, важной и увлекательной темы, чем сам человек. Известно, что эмоция интереса активизируется фактором новизны, а новизна возникает в силу изменчивости чего-либо. А что может быть более изменчивым и загадочным, чем человек?! Кроме того, психология интересна самим подходом к изучению его. Имея на сегодняшний день довольно богатый теоретико-практический опыт, психология открывает о человеке такие тайны и глубины, которые вряд ли под силу открыть любой другой науке. Наконец, психология при всей своей концептуальности и теоретичности является очень практически полезной наукой, позволяющей в корне изменить жизнь к лучшему всякому человеку, который полюбит ее и будет знать ее основные законы и принципы. Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре её внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Общая психология — как и следует из ее названия — это наука, изучающая самые общие закономерности работы психики, объединяющая психологические знания, определяющая важнейшие понятия и методы исследования.

Дисциплина Б1.О.03.01 «Всеобщая история» - формирование у обучающихся компетенций: ОК-2. Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; ОК-7. Способен к самоорганизации и самообразованию.

Цели освоения курса:

- овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, необходимыми для эффективного анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

- развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самообразованию.